Strobl, Karl Hans
Штробль Карл Ханс (18 января 1877 – 10 марта 1946)


Первый роман Карла Штробля «Die Vaclavbude» (1902)
Элеагабаль Куперус. Том 1 (2006)
Элеагабаль Куперус. Том 2 (2006)

Карл Ханс Штробль (1925 год)




Карл Штробль

Немецкий писатель, автор 45 романов, бесчисленных пьес, повестей и рассказов. Родился в г. Иглау (ныне город Ихлава, Чехия) в семье купца. Город Иглау (Iglau) расположен в Моравии. Тогда, как и сегодня, эта область относилась к Чехии до 1918 года входившей в состав Австро-венгерской империи, а после распада последней до начала 90-х годов 20-го столетия в состав объединённой Чехословакии. Любопытный факт его биографии: семейство Штроблей является потомками последнего палача Иглау.
С 1894 по 1898 год он изучает правоведение и философию в Праге. Сразу после учёбы Штробль устраивается делопроизводителем в окружной суд родного города. В 1900 году он защищает диссертацию и получает титул доктора юридических наук (соответствует примерно российской научной степени кандидата наук), затем переводится в Брюнн. Там он работает комиссаром по финансам. В Брюнне ему удаётся утвердится в тамошней культурной среде через Вагнеровский Союз. Наряду с прочим он публикует фельетоны на культурно-исторические темы в «Мёришен Гренцботен» (Моравские пограничные вести). С 1901 года он к тому же театральный и литературный критик в брюннских «Тагесботен» (Дневные вести) – дневной газете, ориентированной на немцев. В 1909 году Штробля наградили премией Бауэрнфельда точно так же как и Райнера Марию Рильке. Его пронемецкая националистическая позиция во всё более обостряющемся этническом противостоянии внутри Австро-венгерской монархии привела к конфликту с чешским начальством. Это заставило его оставить государственную службу в 1913 году и взять на себя издание журнала «Дер Турмхан» (Петух-флюгер), выходящего каждые две недели в Лейпциге в издательстве Л. Штакмана, в те времена ведущем по части пронемецких настроений. В годы Первой мировой войны, с 1915 по 1918 годы, он работает фронтовым репортёром в венской штаб-квартире военной прессы Австро-венгерской монархии. Начало войны Штробль встретил с громким ликованием. Естественно, в статьях он задаёт более приглушённые тона, позже признавая, что патриотизм военных корреспонденций был пропагандистским лицемерием. Тем самым он, конечно, невольно демаскирует свои военные книги. Воодушевление войной, однако, скоро исчезло. Работа в штабе военной прессы давала мало непосредственных контактов на фронте, и скорее «военную идиллию в круге семьи». Версальские постановления, «жалкую немецкую республику» Штробль решительно отвергает. С самого начала он за национал-социализм, который по его мнению укажет путь из хаоса послевоенного времени. Его мемуары достигают высшей точки в энтузиастской похвальбе Гитлеру. По окончании мировой бойни Штробль вместе с семьёй переезжает в Перхтольсдорф под Вену (Нижняя Австрия), где покупает дом и становится свободным писателем. В 1927-1933 годах Штробль является президентом «Немецко-австрийского товарищества писателей» (Вена).
Как писатель, Штробль дебютировал в 1901 году публикацией сборника фантастических и гротескных новелл «Aus Gründen und Abgründen» (можно условно перевести «Из светлых и тёмных уголков души»). Его писательская деятельность простирается почти на пять десятилетий. В годы с 1901 по 1946 Штробль опубликовал свыше 100 самостоятельных произведений: 45 романов, бесчисленные новеллы, рассказы, театральные пьесы, оперные либретто, стихи, а также многочисленные статьи для газет и журналов. Большую часть написанного этим разносторонним и когда-то много читаемым писателем можно отнести к жанру развлекательной литературы. Его роман «Женский дом в Брешиа» (1911) был экранизирован в 1920 году режиссёром Хубертом Мёстом. В том же году возник фильм режиссёра Рихарда Освальда «Ночные фигуры» на основе романа «Элеагабаль Куперус».
Широкой публике он стал известен, прежде всего, «пражскими» студенческими романами. В «Лавке Вацлава» (1902) Штробль описывает свой опыт общения с студенческой корпорацией «Аустриа» в дни так называемого «восстания Будени» 1897 года. Роман «Перевал Шипка» отражает жизнь известнейшей в Праге «пивной деревни». Уже в гимназические годы он примкнул к немецким националистическим кругам, например, к корпорации «Тевтония». Он практически всю свою сознательную жизнь активно участвовал в ее деятельности, включая жаркие уличные потасовки между чехами и немецкими студентами, студенческих корпораций, прежде всего в «Аустрии» (с 1895 года). За заслуги в движении три другие австрийские корпорации удостоили его своими наградными лентами: «Франкони Брюни» (1920), «Франкони Прага» (1922), «Саксониа Вена» (1935).
Пражский студент Штробль исповедовал антибуржуазные взгляды, но его альтернативой был фанатический немецкий национализм. Так он выступал за Прагу как один из бастионов немецкой нации.
Штробль как судетский немец выступал в многочисленных произведениях за имперскую идею, что, в конце концов, привело к его высылке из Чехословакии в 1934 году за «деятельность, подрывающую основы государства». Спровоцировал изгнание роман «Товарищ Виктория», пропитанный национал-социалистической идеологий. Уже в 1933 году Штробль начал нелегально работать на НСДАП, ратуя за присоединение Австрии к нацистской Германии. В канун «возвращения Австрии» в родное лоно «рейха» Штробль чувствует себя «совершенно одуревшим от счастья». Он даже украсил ёлку в последнее рождество свастикой. Давным-давно вся его семья вступила в партию, чем он всюду хвалится. И ещё поговаривают, что ему следовало бы стать бургомистром в месте его проживания – Пехтельсдорфе. Он высказывается за изучение рас и демонстрирует яростный антисемитизм. Ещё в Праге он, якобы, устроил заговор против евреев, и даже кризисы Австро-Венгерской монархии объясняются теперь деятельностью насквозь еврейских организаций. За «заслуги» его наградили в 1937 году медалью имени Гёте – наивысшую награду для писателя в фашистской Германии, а в 1938 году назначили руководителем имперского отдела по литературе, курирующего Вену с прилегающей областью (так называемой гау). В отличие от Эверса ему удалось войти в доверие к власть имущим и расширить возможности своих публикаций. При нацистском режиме Штробль считался одним из самых ангажированных и репрезентативных авторов Остмарка (так на жаргоне немецких фашистов называлась Австрия после «аншлюсса», то есть присоединения Австрии к Германии в 1938/39 годах).
В многочисленных произведениях Штробль разбирает немецко-чешский национальный конфликт, занимая отчетливую античешскую, прогерманскую позицию. Неприязнь писателя к Чехии формируется не только в результате соприкосновения с абстрактным политическим, философским и духовным наследием. Это ещё и воспитание, события того времени и, прежде всего, большой личный негативный опыт. Некоторые из его романов носят в этом смысле прямо-таки автобиографические черты. Кроме того, в своих книгах Штробль переосмысливает пережитое родственниками, знакомыми, друзьями. До 1914 года он пытается печатным словом заставить немцев Богемии и Моравии плотно сомкнуть ряды против чехов, всё время демонстрируя землякам чешских противников как образец национальной спаянности. После провозглашения Чехословакии в 1918 году Штробль всеми художественными средствами борется против ненавистного ему государства чехов. Ликвидацию республики в 1938/1939 годах писатель приветствует с воодушевлением. Этот факт одновременно оповещает о конце литературной разработки Штроблем темы национального конфликта в Богемии и Моравии.
Стойкого влияния Штробль добился лишь своими немецко-националистическими историческими полотнами, такими как трилогия «Бисмарк» (Bismarck, 1915-1919) и романами о «пограничной земле», где он пропагандирует превосходство немцев над чехами и агитирует за присоединение Судет к рейху. В «Факеле Гуса» (1929) он пересматривает на свой лад борьбу за веру в борьбу за народный дух. Именно в этом он усматривает происхождение ненависти богемцев к немецкой сущности. Агрессивным расизмом наполнен роман «Тёмный поток» (1922) о Торнской кровавой бане 1742 года. А в романе «Товарищ Виктория» (1933) Штробль даёт портретный образ женщины национал-социализма: верной и мужественной спутницы мужчины, готовой на самопожертвование. Своего рода суммой его народных, немецких тем выступает роман «Деревня на Кавказе» (1936), о котором даже его политический единомышленник и благосклонный критик Хельмут Лангенбухер говорит со скепсисом: «Вероятно, писатель захотел в этой книге слишком многого сразу: предвыборная борьба в Кернтене, тут же судьба немцев в Советской России, судьба судетских немцев и напоследок актуальные события в самой Германии».
Вслед за падением нацистского режима Штробль бежит из Иглау, где он снова проживал после присоединения Судет к Германии. В июне 1945 года его арестовывают представители англо-американских союзнических войск, но признают не подлежащим аресту в силу возраста и состояния здоровья. Отныне распространение произведений Штробля ставится под запрет.
После Второй мировой войны его дом был разграблен чехами, которых он так яростно поносил в своё время.
Карл Ханс Штробль умирает 10 марта 1946 года в Перхтольцдорфе (Perchtoldsdorf) под Веной в совершенной бедности в доме престарелых под гнётом политических грехов за свою приверженность идеалам национал-социализма. Большинство из его произведений предано забвению, потому что в итоге Второй мировой войны нет больше этнических проблем в Богемии и Моравии, а в других областях своего творчества писатель устарел в художественном смысле. Таким образом, после войны его почти не переиздавали.
* * *
Трилогия «Бисмарк»
Наряду с Г. Майринком и Х. Х. Эверсом Штробль считался ещё одним выдающимся представителем немецкой фантастики начала 20-го века. Эта репутация базируется в основном на его ранних фантастических произведениях, объединенных в сборниках «Из светлых и тёмных уголков души» (1901), «Внезапная мысль Арфаксата» (1904), и на объёмистом романе «Элеогабаль Куперус» (1910), увлекательно изображающем борьбу за мировое господство доброго мага Куперуса со злым спекулянтом Томасом Бецугом и близко стоящим к грошёвым романам с продолжениями. Здесь нельзя не заметить влияния на когда-то очень популярный роман про доктора Мабузе, ставший знаменитым благодаря фильму. Роман выдержал 6 тиражей, был переиздан в 1928 году. В более позднем творчестве Штробля всё отчётливее проступают его дурные черты: неряшливый стиль, напоминающий дешёвый журнализм и очень скоро ставший просто невыносимым немецкий национализм. Нельзя недооценить влияние французского декадентского творчества на его ранние произведения (как и в случае с Эверсом). Самые убедительные рассказы Штробль собрал в «Лемурии» (1917), четвёртом томе «Галереи фантастов» под редакцией Эверса. Большую заслугу в развитии фантастики Штробль приобрёл как составитель журнала фантастической литературы «Сад с орхидеями», ставшим фактически первым в мире журналом фантастической литературы, опередившем США. Редактировал издание Альф фон Цибулька. Журнал выходил с 1919 по 1921 год. Первый год выпуска охватывает 18 номеров и один пробный номер, второй год 24 номера и третий снова 18 выпусков. Привлекали цветная обложка и внутренняя графика издания, оформленные выдающимися иллюстраторами того времени в манере экспрессионизма и запоздалого стиля «модерн». Главную часть журнала составляли фантастические рассказы, часто самые первые публикации вообще, и стихотворения. Затем шла рубрика «Теплица, удивительное и странное», в которой доктор Макс Кеммерих рассказывал о любопытных случаях из оккультной среды. И завершал номер раздел рецензий на фантастические книги.
А в 1923 году Штробль составил 6-томную серию «Истории в полночь», в которой представил наряду с собственными произведениями работы Эверса, По, Гоголя, Гофмана и Вилье де Лиль-Адана.
Первый сборник Штробля «Из светлых и тёмных уголков души» вышел в 1901 году и в скупой литературной форме рассматривал психопатологические случаи, мрачные впечатления о жизни и смерти, оккультные темы. Второй том рассказов «Внезапная мысль Арфаксата» наряду с гротескными и жестокими историями содержит одну из самых эффектных в жанре ужаса новелл «Автомат Хорнека»: один современный граф приказывает изготовить искусственного человека для пыток в собственном застенке. Но однажды графа находят в подвале, сошедшим с ума, в то время как в его постели лежит андроид с довольным выражением лица. Тема восстания машин позже часто использовалась в научной фантастике.
Из многих других сборников историй о привидениях следует выделить лишь ещё один, объединяющий лучшее из ранних работ автора, «Лемурию». Том подчёркивает способность Штробля эффектно перерабатывать мотивы легенд и суеверий родной Богемии и Моравии.
В более широкой форме фантастического романа Штробль куда менее убедителен. Здесь ему не удалось органично связать воедино народные, литературные и философские влияния.
Роман «Элеогабаль Куперус» при всей своей увлекательности является по сути бессвязным конгломератом самых разных направлений (утопия, оккультизм, декаданс). Честолюбивые устремления писателя выливаются в довольно скромный результат. Спиритический роман «Переворот на том свете», написанный в 1913 году и опубликованный лишь в 1920 году, изображает в куда более строгой форме чем «Элеогабаль Куперус» духовную оккупацию всего человечества невидимыми и рациональным способом нераспознаваемыми духами нижних сфер. Книга пронизана жестокостями и отвратительными подробностями точно так же как и роман «Призраки на болоте» (Gespenster im Sumpf, 1920) о гибели Вены. Последний ещё более жесток и безвкусен чем оба его предшественника, и здесь впервые инородность рассматривается как образ врага (антисемитизм, антиамериканизм). Круг замыкается, когда Штробль в 1938 году в романе о будущем «Огонь в соседнем доме» исповедует милитаризм, пытается без всяких маскировок представить протекторат Гитлера, оккупацию Чехословакии, и войну как необходимость. Россия оккупирует «соседний дом» (Чехословакию) и отсюда нападает на миролюбивую Германию. Автограф Карла Ханса Штробля Не только судетские немцы, но и чехи страдают от русского господства. Новая тенденция: ни слова больше о ненависти к чехам, а лучше следовало бы вспомнить общего врага с Востока. Роман завершается победой немцев, духовно возвышающимися над большевиками. И этим была достигнута самая низкая точка в так многообещающе начавшейся карьере писателя.
Произведения автора
    Фантастические романы
  • 1910 – Элеагабаль Куперус (Eleagabal Kuperus). – Мюнхен: Georg Müller, 1910
      Том 1 – 396 с.
      Том 2 – 413 с.
  • 1918 – Зайде Боровитц (Seide Borowitz. Roman). – Лейпциг: L. Staackmann, 1918. – 230 с.
  • 1920 – Призраки на болоте. Фантастический венский роман (Gespenster im Sumpf. Ein phantastischer Wiener Roman). – Лейпциг: L. Staackmann, 1920. – 407 с.
  • 1920 – Переворот на том свете (Umsturz im Jenseits. Phantastischer Roman). – Мюнхен: Rösl&Cie., 1920. – 285 с.
  • 1930 – Могила белого короля (Das Grab des weissen Königs.Roman). – Лейпциг: Wilhelm Goldmann Verlag, 1930. – 279 с. – (Голубые гольдманы)
  • 1930 – Од. Открытие волшебного человека (Od.Die Entdeckung des magischen Menschen). – Лейпциг: L. Staackmann Verlag, 1930. – 374 с.
  • 1932 – Гойя и львиное лицо (Goya und das Löwengesicht). – Лейпциг: L. Staackmann Verlag, 1932. – 292 с.
  • 1938 – Огонь в соседнем доме. Роман из послезавтра (Feuer im Nachbarhaus.Ein Roman von übermorgen). – Вена: Carl Stephenson, 1938. – 316 с.
  • 2006 – Элеагабаль Куперус (Eleagabal Kuperus). – Лейпциг: Festa-Verlag, 2006 (о)
      Том 1 – Рука, сжимающая горло (Die würgende Hand). – 400 с. ISBN 3-86552-014-6
      Том 2 – Адская поездка (Höllenfahrt). – 400 с. ISBN 3-86552-015-4

    Романы других жанров

  • 1902 – Лавка Вацлава (Die Vaclavbude). – Берлин
  • 1903 – Фенрир (Der Fenriswolf)
  • 1908 – Перевал Шипка (Der Schipkapaß). – Берлин
  • 1911 – Женский дом Брешиа (Das Frauenhaus von Brescia) . – Берлин-Шарлоттенбург: Vita, Deutsches Verlagshaus. – 216 с.
  • 1912 – Шутки злой Паулетты или Остров разочарования: Роман в белом и синем (Die Streiche der schlimmen Paulette oder Die Insel der Enttдuschung. Ein Roman in Weiß und Blau). – Берлин-Вена: Ullstein & Co. – 431 с.
  • 1913 – Постоялый двор «У короля Пшемисля» (Das Wirtshaus „Zum König Przemysl"). – Лейпциг
  • 1914 – Четыре брака Матиаса Меренуса (Die vier Ehen des Matthias Merenus). – Лейпциг
  • 1914 – Три парня: Веселый роман (Die drei Gesellen. Ein heiterer Roman). – Лейпциг: Staackmann. – 358 с.
  • 1915-1919 – Бисмарк: Роман в 3 томах (Bismarck. Roman in drei Bänden). – Лейпциг: Staackmann
      Том 1 – Дикий Бисмарк (Der wilde Bismarck), 1915 – 361 с.
      Том 2 – Железо и кровь (Eisen und Blut), 1917 – 393 с.
      Том 3 – Рунические знаки бога (Die Runen Gottes), 1919 – 440 с.
  • 1922 – Темный поток (Der dunkle Strom). – Лейпциг: Staackmann. – 386 с.
  • 1925 – Тайна голубых мечей (Das Geheimnis der blauen Schwerter). – Лейпциг: Staackmann. – 245 с.
  • 1926 – Черно-бело-желтое. Игра к 65-ой годовщине учреждения корпорации Аустрия-Прага во Франкфурте на Майне (Schwarz-Weiß-Gelb. Ein Spiel zum 65. Stiftungsfest des Corps Austria-Prag zu Frankfurt a/M.)
  • 1927 – Армия царя Ариофиста (Heerkцnig Ariovist). – Лейпциг: K. F. Koehler. – 338 с.
  • 1928 – (Zwei Saltzenbrod). – Лейпциг: Staackmann. – 356 с.
  • 1929 – Факел Гуса (Die Fackel des Hus). – Лейпциг: Staackmann. – 560 с.
  • 1930 – Могила белого короля (Das Grab des weißen Königs). – Лейпциг: Goldmann. – 279 с.
  • 1932 – Фламандер из Праги (Die Flamänder von Prag (Neuauflage von „Der Schipkapaß")). – Карлсбад-Драгович-Лейпциг: Kraft
  • 1935 – Кайзер Рыжая Борода (Kaiser Rotbart). – Лейпциг: Quelle & Meyye. – 351 с.
  • 1936 – Руны и распятие (Die Runen und das Marterholz). – Дрезден: Zwinger-Verlag. – 315 с.

    Сборники

  • 1901 – Из тёмных и светлых уголков души. Наброски будней и с того света (Aus Gründen und Abgründen. Skizzen aus dem Alltag und von drüben). – Лейпциг: Hermann Seemann Nachfolger, 1901. – 173 с.
      Женщина-рыба
      Перед ночью
      Дон Жуан
      Бедные слепые
      Женщины из народа
      На краю пустыни
      Король орангутанг
      Сфинкс
      Сатана
      Если ты слишком сильный
      Красный волк
      Судья над ведьмами
      На распутье
      Из моего царства
      Труп в лесу
      Голова
      Печальный кентавр и глупые дети
      Замок у моря
      Туманные ночи
      Маленькая девочка и сапожник
      В грязи
      Робкая лиса
  • 1904 – Внезапные мысли Арфаксата. Странные истории (Die Eingebungen des Arphaxat.Merkwürdige Geschichten). – Минден: J.C.C.Bruns’ Verlag, 1904. – 295
      Заложенная мумия
      Чудо в Дубравнице
      В честь святого Дминикуса
      Колдовская мазь
      Флюгер
      Пояс Иштар
      Кладоискатели
      Восстание слепых
      Борьба лапитов и кентавров
      Ударный клин
      Пасхальный ягнёнок
      Автомат Хорнека
      Спасители с виселицы
      Фотографический аппарат Йоганна Бургсталлера
      Бимбус
  • 1907 – Сомнительные истории. Новые новеллы (Bedenksame Historien.Neue Novellen). – Берлин: F.Fontane &Co., 1907. – 377 с.
      Диана фон Поитирс
      Успехи Эммы Лион
      Убийственное искусство
      Йоганн Петер Мельхиор
      Мелкий слух
      Литературная история
      Принцесса Теодора и старуха-старьёвщица
      Проба сил
      Северный полюс
      Шутка в маске
      Триумф механики
      Отпор воли
      Моё приключение с Йонасом Баргом
      Шестой подмастерье
  • 1911 – «Костяная рука» и прочее (Die knöcherne Hand und Anderes). – Мюнхен: Georg Müller, 1911. – 251 с.
      Актёр театра теней
      Человечек-кровопускатель
      Манускрипт Хуана Серрано
      История о страхе Али Хассана, священника
      Маяк Скьюдесне
      Дело лейтенанта Инфангера
      Рассказы Гофмана
      Распутная монахиня
  • 1916 – Хрустальный шар. Новые новеллы (Die Kristallkugel.Neue Novellen). – Лейпциг: L. Staackmann Verlag, 1916. – 352 с.
      Морская крепость
      Аммерланд
      Острый угол
      Рождественское дерево Али Чизгосадеса
      Превращения Марии
      Яма
      Мышь
      «Феномен»
      Последние желания
      Сильный мужчина
      Божий приговор
      Анатомия
      Купец из Венеции
      Тётя Реза
      Хищная птица
      Граммофон
      Господин шеф
      Дочь Исаака Блеви
  • 1917 – Лемурия. Странные истории (Lemuria. Seltsame Geschichten) / Сост. Х. Х. Эверс; Иллюстраций Рихарда Тешнера. – Мюнхен: Georg Müller, 1917. – 427 с. – (Галерея фантастов. Том 4)
      Три картины на манер Иеронимуса Босха
      Женщина-рыба
      На распутье
      Судья над ведьмами
      Голова
      Отпор воли
      Моё приключение с Йонасом Баргом
      Манускрипт Хуана Серрано
      Ужимок суть запутанная есть
      Дело лейтенанта Инфангера
      Таке Маринеску
      Гробница на Пер-Лашез
      Человечек-кровопускатель
      Шестой подмастерье
      Распутная монахиня
      Лаэртес
      Богумиловый камень
      Актёр театра теней
      Бузи-Бузи
      Лес под Августово
      Триумф механики
  • 1923 – Избранные рассказы (Странные гротески) (Eine Auswahl seiner Erzählungen (Seltsame Grotesken)) / Иллюстрации Эриха Шмале-Вальтера. – Вена: Verlag der Gesellschaft für graphische Industrie, 1923. – 177 с. – (Истории в полночь. Том 5)
      Кладоискатель
      Пояс Иштар
      Судья над ведьмами
      Автомат Хорнека
      Спасители с виселицы
      Фотографический аппарат Йоганна Бургсталлера
      Шестой подмастерье
      Византийская монета
  • 1923 – Сумасшедший центр тяжести. Гротескные историйки (Der verrückte Schwerpunkt.Groteske Histörchen). – Мюнхен: Alfred Wieser, 1923. – 163 с.
      Двойной брак госпожи Бениты
      Морской конник с Родоса
      Как Михель Крамер свой мускат продал
      Седьмой номер программы
      Старая полевая змея
      Зепп фон Эдельфинген с железным кулаком
      Гардероб Алексии Немировской
      Красный автомобиль
      Групповая поездка
      Путешествие в огненную печь
      Дочь краснокожего
      У двери голубки
      Брррандандула Сикуриценция
      Гуси Прессбурга
      Большая война 15 мая 2516 года
      Точка с запятой
  • 1923 – С кинжалом и зонтиком. Гротескные историйки. Вторая часть (Mit Dolch und Regenschirm.Groteske Histörchen.Zweite Folge). – Мюнхен: Alfred Wieser Verlag, 1923. – 160 с.
      Олимпийская кухарка
      Халма
      Ночной лагерь Чик-Щептихажожфалу
      Блондинка господина Эдгара Гшмайхлера
      Летняя свежесть
      Белый удав
      Да здравствуют лыжи!
      Грозный папа
      Ковёр
      Чудо-рабби из Улашовце
      Осмотр разрешён
      Летний театр
      Третья ступень
      Приключение в новогоднюю ночь
  • 1924 – Голова Бельцебуба из морской пенки (Beelzebubs Meerschaumkopf. Phantastische Novellen). – Вена: Europäischer Verlag, 1924. – 177 с. – (Зелёные книги европейского издательства. Том 1)
      Возлюбленная Табаду
      Ответственность мушкетёра Томаса Фойервайса
      Золотые сады
      Баллон
      Мастер Жерихо
      Замок в снегу
      Звёздная весть
      Фантасмагория
      Похороны
  • 1924 – Чудесная беседка. Истории из таинственной страны (Die Wunderlaube. Geschichten aus Geheimnisland) / Иллюстрации Макса Фляйшхакера. – Лейпциг: L. Staackmann Verlag, 1924. – 288 с.
      Пресвятая дева
      Der Marienzwanziger
      Hunzaches
      Der Teufelsbader
  • 1926 – Яйца Василиска. Странные истории (Die Eier des Basilisken. Merkwürdige Geschichten). – Райхенберг: Gebrüder Stiepel, 1926
      Скелет-танцор
      Византийская монета
      Третья комната
      Глаз
      Тесто Сюзанны
      Зуб за зуб
      Обезьяна дьявола
      Свадебное украшение Аннушки
      Бальная ночь
      Хранилище для костей
      Платяной шкаф
      Домовой
      Дом Нетопила
      Визит Астилда
      Последняя ночь
  • 1927 – Вожак Зизанда и другие рассказы (Der Häuptling Sisanda und andere Erzälungen). – Берлин: Weltgeist-Bücher, 1927. – 128 с.
      Слепой нищий
      Вожак Зизанда
      Нарисованная
      Котёл
      Литературная история
      Голубой голубь
      Прощание в больнице
      Последняя роль Франка Вебстера
      Когда мой дедушка странствовал
      Фрайер
      Решётка мастера Доминго
  • 1973 – Жуткие истории (Unheimliche Geschichten) – Мюнхен: Herbig, 1973 – [В сборник вошли избранные рассказы из вышеуказанного сборника «Лемурия»]

    Повести

  • 1923 – Волшебный жук. Новелла (Der Zauberkäfer. Novelle). – Вена: Rikola Verlag, 1923. - 163 с.

    Рассказы

  • 1924 – Обманутая смерть. Рассказ (Der betrogene Tod.Erzählung). – Лейпциг: Philipp Reclam jun., 1924. – 74 с. – (Библиотека «Реклама для развлекательного чтения». Том 6460)
  • 1978 – Лаэрт (Laertes) // антология «18 историй о привидениях» (18 Geister-Stories) / Сост. Манфред Клюге (Manfred Kluge),. – изд. «Heyne», 1979 – (Хайне-Анталогия. Том 61)
  • 1979 – Голова (Der Kopf) // антология «22 панические истории» (22 Panik-Stories) / Сост. Манфред Клюге (Manfred Kluge),. – изд. «Heyne», 1979 – (Хайне-Анталогия. Том 62)
  • 1999 – Мастер Жерихо (Meister Jericho) // антология «Тени над Германией (Schatten über Deutschland) / Сост. Марсель Файге и Франк Феста (Marcel Feige & Frank Festa), 1999. – изд. «Blitz-Verlag». – (Серия «Фантастические романы»)
  • 2003 – Гробница на Пер-Лашез (Das Grabmal auf dem Pére Lachaise) // антология «Вампирик Х. Р. Гигера» (H.R.Giger’s Vampirric). – изд. «Феста-Ферлаг». – (Серия «Носферату»)
  • 2004 – Мастер Жерихо» (Meister Jericho) // в авторской книге Ингеборг Феттер (Ingeborg Vetter) «Наследие «чёрной романтики» в немецком декадансе» (Das Erbe der «schwarzen Romantik» in der deutschen Décadence). – изд. «edfc». – (Серия «Вторичная литература». Том 51, в рамках серии «Фантазия», том 178)

    Фильмография и экранизации

  • 1920 – Женский дом Брешиа (Das Frauenhaus von Brescia) / По одноименному роману – реж. Хуберт Мёст (Hubert Moest) – Германия
  • 1920 – Ночные фигуры (Nachtgestalten) / По роману «Элеагабаль Куперус» – реж. Рихард Освальд (Richard Oswald) – Германия
  • 1925 – Скорый поезд любви (Blitzzug der Liebe) / По одноименному роману – реж. Йоханнес Гютер (Johannes Guter) – Германия
  • 1925 – Судьба одной красавицы (Das Schicksal einer schönen Frau) – реж. Конрад Вейне (Conrad Wiene) – Австрия
Публикации в периодике и сборниках
  • Распутная монахиня: [Рассказ] / Пер. Аркадия Медвинского // Комната в башне. – К.: Зовнішторгвидав України, 1994 – с.28-59
      То же: Под названием «Роковая Монахиня»: Новелла / Пер. С. Боровкова // Роковая Монахиня. – Минск: ЭксКИЗ, 1992 – с.258-287
  • Кровопускатели: [Рассказ] / Пер. Е. Кудриной; Худ. Л. Малинка // Порог, 1999, №8 – с.82-87
Творчество автора
  • 1927 – А. Альтрихтерю К. Х. Ш. Портрет жизни и творчества (A. Altrichter, K. H. S. Ein Lebens-und). – Schaffensbild, 1927
  • 2003 – Марта Машке. Немецко-чешский национальный конфликт в Богемии и Моравии в зеркале романов Карла Ханса Штробля (Der deutsch-tschechische Nationalitätenkonflikt in Böhmen und Mähren im Spiegel der Romane von Karl Hans Strobl von Marta Maschke) / [Диссертация]. – 344 с. (о)

Вячеслав Короп, 2006