Poritzky, Jacob Elias
Поритцки Якоб Элиас (13 января 1876 – 1 февраля 1935)


Истории о привидениях (1913)
Хранилище для останков мучеников (2006)




Якоб Элиас Поритцки

Я. Э. Поритцки – немецкий писатель-философ, последователь Шопенгауэра и Ницше, автор сборников эссе «Сердце ночи» (1909), «Имаго Мунди» (1918), «Эротики» (1921), «Демонические писатели» (1921), «Фантасты и мыслители» (1922), а также «Дух и судьба» (1922), с начала своей писательской карьеры занимался темой зловещего и темой смерти. Его первый сборник рассказов называется «По ту сторону жизни! Анатомические эскизы» (1896) – хоровод смерти под влиянием французского декаденства, где шокирующие жестокости и хлипкая сентиментальность сменяют друг друга. Уже здесь отчётливо видна тяга Поритцки к изображению безумия, депрессии и самоубийства. В «Мести покойника» студент-медик Гётце, используя крепкие вульгарные выражения («Ну, старая свинья»), препарирует женский труп, пока не ранит себе большой палец. «Гётце признал в покойной девушку, когда-то соблазнённую им, и цепь ужасных событий, связывающих его с этим мёртвым телом, вероятно, слишком внезапно потащила его в прошлое. Девушка, когда-то встречающая его ликованием, верившая его, любившая его, прошедшая в брод по всем лужам сумасшедшей жизни, потом искала смерти в воде, чтобы смыть с себя всю грязь, а теперь лежала здесь в этом жутком зале. Она вернулась к своему возлюбленному. Вот к этим искажённым в улыбке губам когда-то припадали его губы, целовали, шептали клятвы и милые заверения (...) и вот эта грудь, изрезанная, лежит здесь, гниющая плоть, гигантская железа, которую Гётце резал ланцетом (...) Четыре дня спустя студент был тихим и мёртвым, лежал на том же столе и подвергался вскрытию...»
Отвращение к жизни отмечает его полуавтобиографическое произведение «Мой ад» (1906), бездонно мрачное кредо никчёмности бытия, о котором он начинает так: «Я проповедую убожество бытия. И если ты, испытывая тошноту и отвращение к жизни, добрался до полуденной высоты несчастья, и твоя душа настолько перегружена, что хотела бы разорваться на части, что лучше всего пустить пулю в висок, чтобы, спасая себя, перейти в пустое от ощущений ничто, тогда прочти мою книгу. Усиление твоих мук станет тебе утешением. Ты понимаешь». Поритцки рассказывает о своём унизительном существовании, глубокой трясине, в которую его швырнула бедность; едко он рисует портрет грубого отца, сообщает об одержимости, принудившей его довести одну проститутку до самоубийства; так он девальвирует все ценности и в качестве альтернативы предлагает лишь свою ненависть и своё презрение. Это не победа над враждебной действительностью. Несмотря на нелепости и бессмыслицы в книге есть нечто потрясающее. Франц Дидерих писал в 1907 году: «Его стиль полон энергии. Наполненная ненавистью горечь формировала его. У него короткое затруднённое дыхание затравленного погоней, не умственного слабака и всё-таки несмотря на всю гениальность он не поднимается против мрачных социальных сил сдерживания, всё время пригибающих его на страдальческий путь, полный грязи и нищеты». Якоб Элиас Поритцки
Якоб Элиас Поритцки родился 13 января 1876 года в Ломце (Польша). Его отец – выходец из России еврей Абрахам Якоб Поритцкий – зарабатывал на жизнь, являясь мелким старьёвщиком. Мать Дженни, дочь кантора Аарона Розенбаума, привносила свой вклад в бедное хозяйство разведением гусей. Отец, ненавидящий всякий род образования, бил своего сына, когда видел его с книгой, а потом с наслаждением её сжигал. У Якоба Элиаса было ещё 4 братьев и сестёр: Тереза, Анна, Давид и Шефтель. Семья рано переехала в Карлсруе, где Якоб посещал народную и реальную школы. С 1890 года ему приходилось работать продавцом в различных мелких магазинах в селе и заработок поставлять отцу. Глубоко несчастный от такой жизни он сбежал, брал уроки актёрского искусства в Париже и Франкфурте на Майне, чуть не умер с голоду, спал на парковых скамейках и побитым вернулся назад к родителям. В 1894 году он переехал в Берлин, где изучал философию. Там же вышли первые рассказы и театральные пьесы.
1 октября 1901 года Поритцки женился на поэтессе Хелене Орцолковской. У них 24 августа 1902 года родилась дочь Рут Поритцки, позже ставшая певицей и композитором. С 1911 года по 1914 год он работал режиссёром при Майнхард-Бернауер-Бюнен, с 1915 по 1916 год интендантом и драматургом при баденском федеральном театре в Карлсруэ. С 1917 года он литературный руководитель берлинского издательства «Три маски». Поритцки умер 1 февраля 1935 года в Берлин от эмболии лёгочной артерии на фоне желчно-каменной болезни. Его жена и дочь были убиты нацистами в концентрационных лагерях.
Райн Цондергельд считает Поритцки одним из «непризнанных великих второго периода расцвета фантастической литературы в немецком языковом пространстве» (примерно 1900-1930 годы), в то время как Геро фон Вильперт (автор «Немецкой истории о привидениях») называет Поритцки среди авторов, «вторичного открытия которых можно не ждать и не опасаться». Эта противоречивая оценка, возможно, основана на том, что оба критика знали только том «Истории о привидениях», не содержащий за немногими исключениями историй о таковых. То есть книга снабжена названием, вводящим в заблуждение. Если искать только истории о призраках, то эта книга не очень то щедра на них; она содержит журналистское сообщение о ясновидении («Ясновидящий»), еврейскую легенду («Окаменевшие»), японскую басню («Катаяма»), психограмму безумного гения («Пророк числа») и длинную новеллу в форме дневника об отравителе-убийце с дурной наследственностью («Признание Петера Броза»). Настоящих историй о привидениях в книге только две – «Призрак» и «В царстве духов». Рассказ «Неизвестный» по Цондергельду относится «к одному из утончённейших исследований о страхе, произведённой немецкой фантастикой».
Как у атеиста, презирателя спиритизма и неверующего, что касается потустороннего мира, у Поритцки вмешательство сверхъестественного в наш мир может быть лишь только интеллектуальной игрой, полной цинизма, передачей народного суеверия или исследованием безумия. Второй том Поритцки со страшными фантастическими рассказами «Мистерии» вышел тиражом в 100 пронумерованных экземпляров с гравюрами Эрнста Циммермана и относится к редчайшим и ценнейшим книгам фантастической литературы 20-го столетия. В этом издании, напечатанном исключительно для небольшой публики любителей-библиофилов, Поритцки смог во всей полноте, не сдерживаясь ни в чём, проявить свои декадентские фантазии. Сюжет «Мук», в которой возлюбленную рассказчика поглощает невидимое чудовище, в то время как она испытывает чувство экстаза, целиком принадлежит царству маркиза де Сада; как вершину подлости автор сравнивает человека с забитыми свиньями. «Какая фантазия при будничном взгляде на прилавки мясников, на которых ради возбуждения человеческого аппетита выставлены напоказ полутуши телят и свиней, хотя бы раз проводила те ужасные параллели между животным и человеком и хорошенько и последовательно размышляла, что ведь могло бы всё быть ровно наоборот, и на прилавках могли бы быть выложены на продажу ополовиненные человеческие тела; тот, кто мог себе представить, что должны ощущать думающие и чувствующие самки и самцы взрослых животных, если бы они увидели лежащие на окровавленных столах половины трупов своих детёнышей обоего пола с содранной шкурой, тот чувственно воспримет всю гротескную жестокость и абсурдность этого впечатления, которое я воспринял, созерцая, мнимо отрезанное тело ассинайца».
«В «Инкубусе» Поритцки резко выразительно и без обиняков изображает эволюцию человека пьющего менструальную кровь в некрофила и, в конце концов, в оборотня. «Кровь» черпает вдохновение у Герберта Уэллса («Остров Доктора Моро», 1896) и Мориса Ренара («Доктор Лерне», 1908); половой инстинкт принуждает одного учёного распрощаться со своей личностью; чтобы сполна удовлетворить инстинкты, ему приходится отныне жить в сбивающей с толка двойной экзистенции. В обеих историях о привидениях «Призрак» и «Духи» целью нападения писателя является спиритизм, по которому он проходится с грубой насмешкой. Потусторонний мир в его глазах не менее тривиален как и поэтусторонний. Предтеча этих экзальтированных гротесков с привидениями – «Contes dans la nuit» (1898) Фредерика Бутэ.
Отчаянный сарказм Поритцки, которым он засыпает культурное общество двадцатых годов, его отрицание жизни и его вожделение смертью, уничтожением, человеческой мукой, его одержимость кладбищами и трупами, а также заслуживающий внимания языковый талант атмосферно изображать экстремальные чувственные впечатления, поставляют ингредиенты к некоторым из самых необычных историй морбидного и странного (определённо снабжённые ироничным подчеркиванием), созданным в 20-ом столетии.
* * *
Из «Лексикона фантастической литературы» (Райн Цондергельд)
«Поритцки принадлежит к непризнанным великим второго периода расцвета фантастической литературы в немецком языковом пространстве (примерно между 1900 и 1930 годами). В его обширном творчестве заметно влияние как французского натурализма так и декадентов. Наряду с автобиографически окрашенными книгами, нередко занятыми проблематикой еврея в западном обществе, Поритцки приобрёл репутацию автора многочисленных эссе, написанных элегантно отшлифованным языком на самые разные культурные темы. Особенное значение для фантастической литературы в этой связи имеют его тексты о мастерах жанра, собранные в томах «Демонические писатели» (1922), «Фантасты и мыслители» (1923). Но свой самый выдающийся вклад в область фантастики Поритцки внёс в виде крайне оригинального сборника рассказов «Истории о привидениях» (1913). Призрачное, сверхъестественное в этих рассказах, которыми, кстати, восхищался Жан Рэ, редко зримо с отчётливостью. Это скорее вопрос освещения, атмосферы, намёка. В рассказе – шедевре из этого сборника «Незнакомец» постепенно становящееся всё более отчётливым присутствие смерти в некоем ночном доме делается одним из самых утончённейших исследований о страхе, выданных немецкой фантастикой».
Из «Лексикона литературы ужасов»
«Немецкий литератор и эссеист, живущий в Берлине, Поритцки приобрёл авторитет в области фантастики одним единственным произведением «Истории о привидениях» (1913). Необычные влияния, Данте, Достоевский, Ницше ответственны за своеобразие его рассказов, гротескных ли, мечтательных ли или извращённых, стремящихся передать серьёзную мысль. Его эссе в «Демонических писателях» (1921) и «Фантастах и мыслителях» (1922) излагают очень индивидуальное толкование понятие фантастической литературы».
Из «Немецкой истории о привидениях» (Геро фон Вильперт)
Ещё более тривиальные истории о привидениях писали Якоб Элиас Поритцки (1913), Герман Вагнер (1920, 1922), Вильгельм Матиссен (1922) и Эрнст Варлитц (1924). В историях о призраках пробовали себя также Рихард Тобин (1920), Пауль Розенхайн (1921), Аугуста фон Ленцбург (1922), Ханс Хорст Арис (1929), Макс Дюр (1929) и многие другие, за утаивание которых читатель, возможно, будет благодарен, так как их вторичного открытия можно не ждать и не опасаться».
Библиография фантастических произведений
  • 1896 – По ту сторону от жизни!: Анатомические эскизы (Abseits vom Leben! Skizzen aus der Anatomie)
  • 1913 – Истории о привидениях (Gespenstergeschichten). – изд. «Georg Muller» (Мюнхен). – 271 с.
      Муабали (Muabali)
      Затонувший город (Die versunkene Stadt)
      Окаменевшие (Die Versteinerten)
      Привидение (Das Gespenst)
      Бахар Яфет (Bachar Japhet)
      В царстве духов (Im Reiche der Geister)
      Ясновидящий (Der Hellseher)
      Однажды ночью (Eines Nachts)
      Пророк числа (Der Prophet der Zahl)
      Катаяма (Katayama)
      Незнакомец (Der Unbekannte)
      Признание Петера Броза (Peter Brohs Gestandnis)
  • 1923 – Мистерии (рассказы) (Mysterien (Erzahlungen) / 36 гравюр Эрнста Циммерманаб (36 Radierungen von Ernst Zimmermann). – изд. «Der Bucherwinkel» (Мюнхен). – 201 с. 100 экз.
      Инкубус (Incubus)
      Кровь (Blut)
      Судьба (Schicksal)
      Духи (Geister)
      Заклинание (Beschworung)
      Видуи (Widui)
      Убийство (Mord)
      Erynnien
      Муки (Qualen)
      Призрак (Spuk)
      Звёзды (Sterne)
  • 1912 – О молодых философах и старых глупцах: Рассказы (Von jungen Philosophen und alten Narren). – изд. «Georg Müller» (Мюнхен). – 244 с. (п) – 25 рассказов
  • 2006 – Хранилище для останков мучеников (Aus dem Beinhaus der Qualen) / Предисл. Роберта Н. Блоха (Robert N.Bloch); Рис. Абиры и Гордона Хендерсон (Abira Ali & Gordon Henderson). – изд. «Verlag Lindenstruth» (Гиссен). – 214 с. – (серия «Библиотека Аркана, том 6» (Bibliotheca Arcana Band 6)). € 26,00 (с.о.) ISBN 3-934273-06-8 – [Этот сборник объединяет 14 рассказов из сборников «Gespenstergeschichten», «Mysterien», «Von jungen Philosophen und alten Narren»]
      В царстве духов (Im Reiche der Geister)
      Привидение (Das Gespenst)
      Муабали (Muabali)
      Пророк числа (Der Prophet der Zahl)
      Незнакомец (Der Unbekannte)
      Йохем на небесах (Jochem im Himmel) – [Рассказ из сборника «Von jungen Philosophen und alten Narren»]
      Призрак (Spuk)
      Кровь (Blut)
      Духи (Geister)
      Судьба (Schicksal)
      Заклинание (Beschworung)
      Муки (Qualen)
      Erinnyen
      Инкубус (Incubus)
Прочие произведения
  • 1906 – Мой ад (Meine Holle) – автобиография
  • 1909 – Сердце ночи: Книга о культуре души (Das Herz der Nacht. Ein Buch zur Kultur der Seele). – изд. «Georg Müller» (Мюнхен). – 296 с. (п) – 15 эссе
  • 1918 – Имаго Мунди (Imago mundi. Von der Liebe, vom Luxus und von anderen Leidenschaften). – изд. «Georg Müller» (Мюнхен). – 256 с. (п) – 15 эссе
  • 1921 – Эротики (Die Erotiker). – изд. «Rösl» (Мюнхен). – 496 с. – 23 эссе
  • 1921 – Демонические писатели (Damonische Dichter) – эссе
  • 1922 – Фантасты и мыслители (Phantasten und Denker) – эссе
  • 1922 – Дух и судьба (Geist und Schicksal) – эссе
Публикации в периодике и сборниках
  • Незнакомец: Новелла / Пер. С. Боровкова // Роковая Монахиня. – Минск: ЭксКИЗ, 1992 – с.235-240

Вячеслав Короп, 2006