Колупаев Виктор Дмитриевич
(19 сентября 1936 – 4 июня 2001)
Новые поступления   |   Анонс   |   Доска объявлений   |   Автора!!! Главная страница  

Архив
  Персоналии
  Кинематограф
  Награды
  Фестивали
  Сборники
  Серии
  Периодика
  Издательства
  Сайты
  Произведения
  Термины

Дополнения
  Календарь
  Хроноскоп
  Энциклопедии
  Рекорды


Случится же с человеком такое!.. (1972)
Качели Отшельника (1974)
Фирменный поезд «Фомич» (1979)
Седьмая модель (1985)
Весна света (1986)
Волевое усилие (1991)
Качели Отшельника (2003)


«Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно»
(Декарт)

Российский писатель-фантаст, переводчик с якутского, автор одного романа, и нескольких десятков фантастических повестей и рассказов. Член Союза писателей СССР (1976).
Родился на прииске «Незаметный» в Якутской АССР (ныне г. Алдан, республика Соха). Детство провел в Якутске, а затем родители переехали в Красноярск, где писатель окончил среднюю школу. С 1954 года живет в Томске. Окончил радиотехнический факультет Томского политехнического института. Работал в специальном конструкторском бюро, на заводе математических машин «Контур», долгое время инженером в лаборатории бионики Сибирского физико-технического института. В 1960 году, женился на Валентине Александровне, вскоре родилась дочь Ольга.
«У меня была интереснейшая работа. Например, мы в лаборатории Сибирского физико-технического института, где я работал, создавали аппаратуру, способную излучать сложный ультразвуковой сигнал. Известно, что дельфины общаются как раз в ультразвуковом диапазоне; и вот в командировке на Черном море мы целый месяц провели с ними. Это было огромное сооружение в гектар величиной, разбитое на вольеры, стоящее на бетонных сваях, выходящих прямо из моря. Закрытое предприятие. Дельфинов там учили разным вещам, например, загонять рыбу в сети. Мы с ними очень сдружились. Кататься на дельфинах верхом – в буквальном смысле, сидя, как на лошади, невозможно; на нем можно только лежать. Пообщавшись с ними, ответственно заявляю: это не звери, это по-настоящему разумные существа».
В 1982 году он неожиданно для всех уходит из института. Причины столь решительного шага В. Колупаев объясняет так: «Я помню дату – 14 марта 1979 года... В то время я по роду своей основной работы много времени проводил в научной библиотеке Томского политехнического Института. И читал, конечно, не только то, что требовала работа, но и то, что меня интересовало. Я отлично помню тот день. Работал в библиотеке я с утра до обеда. Посетителей в это время обычно было мало. Я вышел покурить в пустую курилку. Ходил там из угла в угол и вдруг все понял. Я понял, что такое скорость света, как ее измерить, каким образом она связана с Пространством и Временем. Я ПОНЯЛ, что такое Пространство и Время. Тотчас же возникло множество следствий. Я уже знал почему вращаются галактики, почему время течет из прошлого в будущее, почему причина предшествует следствию и многое другое. Все это произошло мгновенно. Примерно то же самое происходило со мной всякий раз, когда в голову приходил сюжет рассказа. Он приходил внезапно. Я чувствовал его в свернутом виде. То есть, в нем уже было все от первой до последней буквы... но слов еще не было. Этот свернутый в точку сюжет я носил в голове помногу месяцев или лет, пока не наступала пора слов. Так и здесь. Я знал все. Но это ВСЕ было свернуто в точку. Это очень странное состояние. Как будто носишь в себе какую-то радостную тайну...»
Это озарение перевернуло его жизнь, и он начал кропотливо заниматься научной разработкой своего открытия. Десять лет (после того, как он ушел с работы и почти перестал писать) Колупаев помногу часов в день изучал самые различные науки; за это время было проанализировано и законспектировано более 3 000 книг и статей. И все это время у него не было стабильного заработка (благо, что родные понимали его и не докучали), вплоть до 1993 году, когда он, наконец, закончил свой научный труд в две тысячи страниц (до сих пор не опубликованный).
Виктор Колупаев вообще был оригинальный человек. «Очень худой, очень смуглый», – так описал его друг Г. Прашкевич. Кстати, он очень стеснялся своей худобы, считая вес в 54 килограмма недостойным для мужчины. Играл на мандолине и фортепиано, был одним из зачинателей экологического движения в Томске, а в результате экспериментов на собственной собаке установил, что она понимает более 300 слов. Он не любил давать интервью. Писал лирическую фантастику, а любил сказочную. Писал научный труд о Пространстве и Времени, но вместе с тем подолгу ковырялся на огородном участке, делал своими руками мебель в доме.
Писать начал еще в школе – стихи, даже начал поэму, но серьезно к этому не относился. К литературному труду будущего фантаста подтолкнул один случай: «Когда дочери было месяцев девять или десять, я пришел с работы с друзьями, а она посмотрела на нас из кроватки, показала пальчиком, засмеялась каким-то безбрежным смехом и сказала: «Капики, дзяпики, аптека». Это был 1961 год. В то время я еще ничего не писал, а она ничего, кроме «мамы» не говорила – у ребенка для таких слов еще голосовой аппарат не сформировался... Я тут же «догадался», что Дзяпики – это мы, аптека означает, что всех нас надо лечить, ну а Капики, видно, место, где все с нами происходит. И в ту минуту я уже точно знал, что буду писать фантастику и напишу роман «Дзяпики». Вечером сел и написал одну страницу будущей повести, правда, а не романа, где главными героями стали дзяпики. После этого года четыре прожил спокойно, а с шестьдесят пятого года начал писать фантастические рассказы».
В том же году журнал «Техника – молодежи» объявил конкурс на научно-фантастический рассказ по нескольким рисункам. Виктор Колупаев решил попытать счастья и писал рассказ… девять месяцев! После этого в течение трех лет он написал более трех десятков рассказов, один из которых «Билет в детство» и стал первой публикацией автора в 1969 году.
«Я года три не посылал никуда свои рассказы. Потом у меня их накопилась целая пачка – штук 20. Ну, это было страниц 300... Я послал их в журнал «Искатель», потом где-то в это же время был в командировке в Ленинграде. Зашел в писательскую организацию, ленинградскую, естественно. Там никого не было, кроме секретарши. И второй экземпляр я там и оставил. И написал на пачке: «Прочтите хоть кто-нибудь» – и уехал. Прошло, наверное, с полгода или больше – никакого ответа. Потом вдруг присылают телеграмму из «Вокруг света», что они намерены опубликовать рассказ «Билет в детство». Тогда же и критик Евгении Брандис мне прислал письмо из Ленинграда, что ему тоже понравились рассказы, и он рекомендовал, по-моему, два из них в журнал «Аврора». Что-то появилось в «Уральском следопыте». То есть где-то на рубеже 69-70 года как-то вдруг почему-то мои рассказы стали появляться».
В последующие годы его книги выходили в США, Чехословакии и Германии, а в Японии, Швеции, Польше, Венгрии, Болгарии, Китае, Корее, Монголии, Франции и Швеции его рассказы печатались в различных сборниках. Являлся членом жюри фестиваля «Белое пятно – 94», возглавлял оргкомитет фестиваля «Аэлита в Томске» (2000), а на фестивале «Урания» (2001) приз «Малая Урания» назвали призом имени В. Колупаева.
Томич, близкий друг писателя, Сергей Татарский вспоминает: «В его биографии был интересный момент, о котором сам Виктор Дмитриевич вспоминать не любил, а может быть, и не помнил. На одном из съездов КПСС сам Леонид Ильич Брежнев назвал фамилию Колупаева, перечисляя наиболее ярких и интересных советских фантастов. После этого отношение местной партийной элиты к Колупаеву резко изменилось. Он получил наконец возможность заниматься любимым делом – творить, получив после долгих мытарств нормальную квартиру».
В 1982 году он на время забросил литературу, но все равно продолжали выходить сборники его рассказов, написанных ранее. Лишь в 1993-м вновь начал писать и принялся за роман «Безвременье», который был написан в соавторстве с ровесником и старым другом Колупаева – художником Юрием Маркушиным, а опубликован в 2000 году за свой счет тиражом в… 75 (!) экземпляров. Эта книга по замыслу авторов являлась лишь первой частью трилогии: «Безвременье», «Времена» и «Вечность». Он хотел также написать пару книг о древних греках и римлянах, созрели сюжеты нескольких фантастических произведений, но осуществить задуманное Виктору Колупаеву не пришлось. Через год в возрасте 64 лет, он скончался. Он умер легко, в ванной, от сердечной недостаточности. Похороны состоялись 6 июня 2001 года в Томске на Бактинском кладбище.
Последним произведением писателя стал сатирический фантастический роман «Сократ Сибирских Афин», в 2001 году частями опубликованный в журналах.
Награды и звания
  • 1988 – Премия «Аэлита» за сборник «Весна света»
Отдельные издания
  • Случится же с человеком такое!..: [Повесть, рассказы]. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 272 с. – (Библиотека советской фантастики). 35 к. 100 000 экз. (о)
      А. Нодия. Одухотворенные люди: [Предисловие] – с.3-6
      Поющий лес: [Рассказ] – с.7-33
      Газетный киоск: [Рассказ] – с.34-57
      Вдохновение: [Рассказ] – с.58-72
      Зачем жил человек?: [Рассказ] – с.73-108
      Весна света: [Рассказ] – с.109-119
      Настройщик роялей: [Рассказ] – с.120-133
      Жемчужина: [Рассказ] – с.134-145
      На асфальте города...: [Рассказ] – с.146-157
      Сентябрь: [Рассказ] – с.158-168
      Случится же с человеком такое!..: [Повесть] – с.169-228
      Девочка: [Рассказ] – с.229-269
  • Качели Отшельника: Повесть, рассказы / Худ. Г. Перкель. – М.: Молодая гвардия, 1974. – 192 с. – (Библиотека советской фантастики). 28 к. 100 000 экз. (о) – подписано к печати 01.04.74 г.
      Билет в детство: [Рассказ] – с.5-18
      Оборотная сторона: [Рассказ] – с.19-55
      На дворе двадцатый век: [Рассказ] – с.56-71
      Город мой: [Рассказ] – с.72-83
      Самый большой дом: [Рассказ] – с.84-98
      Качели Отшельника: [Повесть] – с.99-189
  • Билет в детство: Фантастические рассказы / Худ. И. Шуриц. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1977. – 192 с. 80 к. 30 000 экз.
      Девочка – с.5-33
      Май – с.34-42
      Газетный киоск – с.42-58
      Город мой – с.58-66
      Разноцветное счастье – с.66-92
      Лагерный сад – с.93-98
      Вдохновение – с.98-108
      Сентябрь – с.108-115
      Билет в детство – с.115-125
      Настройщик роялей – с.125-133
      Спешу на свидание – с.133-144
      На асфальте города... – с.145-152
      Жемчужина – с.152-159
      Весна света – с.160-167
      Самый большой дом – с.167-178
      Какие смешные деревья – с.178-189
  • Фирменный поезд «Фомич»: Повесть / Худ. В. Бахтин. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 272 с. – (Библиотека советской фантастики). 80 к. 100 000 экз. (о)
  • Зачем жил человек?: [Повесть, рассказы] / Худ. И. Д. Шуриц. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1982. – 208 с. 90 к. 30 000 экз. (п)
      «Толстяк» над миром: [Повесть] – с.3-74
      Рассказы:
        Фильм на экране одного кинотеатра – с.77-94
        Зачем жил человек? – с.95-121
        Молчание – с.121-130
        Седьмая модель – с.130-152
        Капитан «Громовержца»: [Рассказы]
          О, мода! – с.153-162
          Приключение на Ферре – с.162-169
          Стригуны – с.169-176
          Дефицит информации – с.176-187
          Исключение – с.187-207
  • Поющий лес: Фантастика / Худ. И. Д. Шуриц. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984. – 320 1 р. 30 к. 30 000 экз.
      Жизнь как год: Фантастическое повествование в двенадцати новеллах – с.3-102
      Поющий лес: Рассказы и повесть:
        Печатающий механизм – с.105-111
        Мама! – с.112-117
        Улыбка – с.118-138
        На дворе двадцатый век – с.139-150
        Две летящие стрелы – с.151-159
        Оборотная сторона – с.160-187
        Поющий лес – с.188-207
        Обычный день – с.208-225
        Защита: Повесть – с.226-318
  • Седьмая модель: [Повести, рассказы] / Худ. Галина Бойко, Игорь Шалито. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 256 с. – (Библиотека советской фантастики). 85 к. 100 000 экз. (п) – подписано к печати 11.03.85 г.
      Молчание: [Рассказ] – с.5-16
      Любовь к Земле: [Повесть] – с.16-51
      Две летящих стрелы: [Рассказ] – с.51-61
      Седьмая модель: [Рассказ] – с.61-89
      Исключение: [Рассказ] – с.89-114
      Улыбка: [Рассказ] – с.115-140
      Мама!: [Рассказ] – с.140-147
      Разноцветное счастье: [Рассказ] – с.147-182
      Печатающий механизм: [Рассказ] – с.182-190
      Фильм на экране одного кинотеатра: [Рассказ] – с.191-212
      Спешу на свидание: [Рассказ] – с.212-227
      Два взгляда: [Рассказ] – с.227-241
      Июнь: [Рассказ] – с.242-250
      О книгах В. Колупаева – с.251-252
  • Весна света: [Рассказы и повести] / Худ. Сергей Б. Смирнов. – Томск: Книжное издательство, 1986. – 480 с. 1 р. 80 к. 80 000 экз. (о)
      Геннадий Прашкевич. Любовь к земле (О творчестве Виктора Колупаева) – с.3-8
      Рассказы:
        Два взгляда – с.11-23
        Настройщик роялей – с.23-33
        Вдохновение – с.33-43
        Девочка – с.43-73
        Город мой – с.74-82
        Какие смешные деревья – с.82-92
        Фильм на экране одного кинотеатра – с.92-110
        Улыбка – с.110-131
        На асфальте города... – с.131-140
        Газетный киоск – с.140-158
        Билет в детство – с.158-168
        Разноцветное счастье – с.168-196
        Зачем жил человек? – с.196-223
        Жемчужина – с.223-232
        Весна света – с.232-240
        Самый большой дом – с.240-250
      «Толстяк» над миром: [Повесть] – с.251-324
      Случится же с человеком такое!..: [Повесть] – с.325-372
      Жизнь как год: [Повесть] – с.373-478
  • Волевое усилие: [Повести] / Худ. С. Ермаков. – Томск: Книжное издательство, 1991. – 400 с. 2 р. 50 к. 30 000 экз. (о) ISBN 5-7515-0175-6
      Дзяпики – с.5-190
      Волевое усилие – с.191-216
      Жилплощадь для фантаста – с.217-306
      Защита – с.307-399
  • Безвременье: [Фантастический роман] / В соавт. с Юрием Маркушиным; Обложка Ю. Марушкина. – Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2000. – 468 с. 75 экз. (п) ISBN 5-89702-032-9
  • Качели Отшельника / Худ. М. Калинкин. – М.: АСТ; Ермак, 2003. – 864 с. – (Классика отечественной фантастики). 5 000 экз. (п) ISBN 5-17-019613-X; ISBN 5-9577-0271-4
      Дмитрий Байкалов, Андрей Синицын. От составителей – с.5-6
      Качели Отшельника – с.7-75
      «Толстяк» над миром – с.76-143
      Случится же с человеком такое!.. – с.144-186
      Жилплощадь для фантаста – с.187-269
      Защита – с.270-359
      Жизнь как год – с.360-453
      Билет в детство – с.454-463
      Девочка – с.464-490
      Газетный киоск – с.491-505
      На асфальте города... – с.506-513
      Весна света – с.514-521
      Разноцветное счастье – с.522-546
      Вдохновение – с.547-556
      Настройщик роялей – с.557-564
      Спешу на свидание – с.565-576
      Жемчужина – с.577-583
      Самый большой дом – с.584-594
      Какие смешные деревья – с.595-604
      Фильм на экране одного кинотеатра – с.605-622
      Зачем жил человек? – с.623-648
      Молчание – с.649-657
      Седьмая модель – с.658-679
      Печатающий механизм – с.680-686
      Мама! – с.687-692
      Улыбка – с.693-712
      На дворе двадцатый век – с.713-724
      Две летящие стрелы – с.725-733
      Оборотная сторона – с.734-760
      Капитан «Громовержца» – с.761-815
      Поющий лес – с.816-835
      Обычный день – с.836-853
      Геннадий Прашкевич. О быстротекущем времени, о невозвратном времени... – с.854-859
Публикации в периодике и сборниках
  • Неудачная экспедиция: Рассказ // Молодой ленинец, 1966, 7-9 января – с.
  • Кто видел этот магазин?: Рассказ // Молодой ленинец, 1966, 19 июня – с.
  • Билет в детство: Фантастический рассказ / Рис. Г. Калиновского // Вокруг света, 1969, №10 – с.13-16
      То же: [Рассказ] // Фантастика, 1969-1970. – М.: Молодая гвардия, 1970 – с.222-228
      То же: [Рассказ] // Гость из страны фантастики. – М.: Русский язык, 1981 – с.62-69
      То же: [Рассказ] // Билет в детство. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005 – с.120-129
  • Ма-а-а-ма!: Фантастический рассказ / Рис. И. Голицына // Вокруг света, 1970, №4 – с.44-46
  • Зачем жил человек?: Фантастический рассказ / Рис. Т. Оболенской // Аврора, 1970, №6 – с.43-52
  • Волевое усилие: [Рассказ] // Фантастика, 1969-1970. – М.: Молодая гвардия, 1970 – с.203-222
  • Газетный киоск: Фантастический рассказ / Рис. Г. Ковенчука // Аврора, 1971, №3 – с.32-37
      То же: [Рассказ] // Гость из страны фантастики. – М.: Русский язык, 1981 – с.47-61
      То же: Люди как люди. – Ташкент: Укитувчи, 1992 – с.181-195
  • Вдохновение: Фантастический рассказ // Вокруг света, 1971, №4 – с.14-19
  • Город мой: Рассказ // Фантастика-71. – М.: Молодая гвардия, 1971 – с.225-231
  • Качели Отшельника: Повесть // Фантастика-72. – М.: Молодая гвардия, 1972 – с.9-60
  • Разноцветное счастье: Фантастический рассказ / Рис. С. Киприна // Уральский следопыт, 1973, №5 – с.66-78
      То же: [Рассказ] // Страна Гонгури. – Красноярск: Книжное издательство, 1985 – с.66-92
  • Звезды: Фантастический рассказ / Рис. В. Меринова // Уральский следопыт, 1974, №5 – с.70-76
  • Самый большой дом: [Рассказ] // Сборник научной фантастики. Вып.14. – М.: Знание, 1974 – с.62-73
  • Спешу на свидание: [Рассказ] / Рис. В. Меринова // Уральский следопыт, 1975, №8 – с.54-60
      То же: Рассказ // Ошибка создателя. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 – с.76-87
  • Любовь к земле: Рассказ // Ошибка создателя. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 – с.10-38
      То же: Рис. Д. Шимилиса // Зеленый поезд. – М.: Молодая гвардия, 1976 – с.11-38
      То же: Рассказ // Великий Краббен. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983 – с.21-48
      То же: Повесть // Фантастика. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989 – с.107-136
  • Какие смешные деревья: Рассказ // Ошибка создателя. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 – с.39-49
  • Улыбка: Рассказ // Ошибка создателя. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 – с.49-69
  • Печатающий механизм: Рассказ // Ошибка создателя. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 – с.69-76
  • Две летящие стрелы: Рассказ // Ошибка создателя. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 – с.88-96
  • Защита: Фантастическая повесть / Рис. Н. Павлова // Уральский следопыт, 1977, №4 – с.32-53; №5 – с.50-73
  • Молчание: [Рассказ] // Фантастика-77. – М.: Молодая гвардия, 1977 – с.77-84
  • Исключение: [Рассказ] // Сборник научной фантастики. Выпуск 23. – М.: Знание, 1980 – с.24-42
  • Стригуны: [Рассказ] / Рис. Э. Гороховского, Е. Зайцева, И. Шурица // Собеседник: Вып.5. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1980 – с.133-142
  • «Толстяк» над миром: Повесть / Рис. Е. Стерлиговой // Уральский следопыт, 1980, №6 – с.54-64, №7 – с.50-63
  • Девочка: [Рассказ] // Гость из страны фантастики. – М.: Русский язык, 1981 – с.70-95
  • Жизнь как год: Фантастическое повествование в двенадцати новеллах: [Повесть] // Сибирские огни, 1982, №6 – с.3-63
  • Два взгляда: Рассказ // Великий Краббен. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983 – с.9-21
  • Дзяпики: Фантастическая повесть // Сибирские огни, 1989, №11 – с.55-87, №12 – с.63-96
  • Настройщик роялей: [Рассказ] // Интегральное скерцо. – М.: Музыка, 1989 – с.67-74
      То же: Интегральное скерцо. – М.: Музыка, 1990 – с.67-74
      То же: Люди как люди. – Ташкент: Укитувчи, 1992 – с.225-233
  • Жилплощадь для фантаста: Фантастическая повесть // Сибирские огни, 1991, №1 – с.121-143, №3 – с.128-158
  • Фильм на экране одного кинотеатра: [Рассказ] // Наши в городе. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 – с.49-74
  • Жемчужина: [Рассказ] // Люди как люди. – Ташкент: Укитувчи, 1992 – с.233-240
  • На асфальте города...: [Рассказ] // Люди как люди. – Ташкент: Укитувчи, 1992 – с.240-248
  • Сократ Сибирских Афин: Фантастическая пародия: [Роман] // День и ночь (Красноярск), 2001, №7-8 – с. …; 2002, №1-2 – с. … – [Окончание следует]
      То же: [Фрагмент] // Сибирские Афины (Томск), 2001, №2 – с.
  • Фильм на экране одного кинотеатра: [Рассказ] // Наши в городе. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 – с.49-74
  • Город мой: [Рассказ] // Наши в городе. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001 – с.74-85
Публицистика
  • Пространство и время для фантаста: Эссе. – Томск, 1994. – 300 экз. (о)

  • От составителя // Вполне порядочный мир. – Томск: Книжное издательство, 1990 – с.3-5
  • Томск – «фантастический» город: [Предисловие] // Сказки мегаполиса. – Томск: Томское Бюро пропаганды художественной литературы; Образ, 1991 – с.3-7
Переводы
  • Гавриил Угаров. Звезда Долбора: Научно-фантастическая повесть / Пер. с якут. В. Колупаева // Полярная звезда, 1985, №4 – с.56-72
Творчество автора
  • Слово о новобранцах: [Рассказы В. Колупаева] // Литературная Россия, 1971, 3 декабря – с.7
  • За круглым столом – фантасты (На анкету журнала «Уральский следопыт» отвечает В. Журавлева, В. Колупаев, С. Другаль) // Уральский следопіт, 1979, №7 – с.46-48
  • В. Борисов. Прозрение Артемия Мальцева: [Рец. на повесть В. Колупаева «Фирменный поезд «Фомич»] // Книжное обозрение, 1979, 19 октября – с.
  • К. Милов. [Рец. на книги Д. Биленкина «Снега Олимпа» и В. Колупаева «Толстяк» над миром»] // Сибирские огни, 1981, №2 – с.190-191
  • В. Колупаев: [Справка об авторе] // Страна Гонгури. – Красноярск: Книжное издательство, 1985 – с.449
  • «Наверное, я все-таки сказочник»: Интервью с лауреатом / Интервью взял Н. Белозеров; Фото А. Лаптева // На смену! (Свердловск), 1988, 20 мая – с.4
  • «Аэлита» – в Сибири: [Интервью М. Исангазина с В. Колупаевым] // Молодой сибиряк (Омск), 1989, 8 июля – с.8
  • Жизнь фантастична: [Мини-интервью с В. Колупаевым] / Интервью взял М. Исангазин // Политехник (Омск), 1990, 20 марта – с.4
  • Ю. Буркин. Скромная знаменитость: [Интервью с В. Колупаевым] // Молодежь и фантастика, 1991, №1 – 3-я стр. обложки
  • Виктор Колупаев: «Всю жизнь я хотел понять, что такое Пространство и Время. Не могу сказать, что познал все до конца, но, кажется, на один шаг к решению этой проблемы сумел подойти» / Интервью брала Татьяна Мейко // Фантастическая газета (Томск), 1992, №1 – с.2-3
  • Алексей Горшенин. Обыкновенное чудо: [О творчестве В. Колупаева] // Сибирские огни, 1994, №1/2 – с.158-176
  • Геннадий Прашкевич. Нарушенное молчание: [Рецензия на роман В. Колупаева, Ю. Марушкина «Безвременье»] // Сибирские огни (Новосибирск), 2000, №2 – с.219-220
  • Геннадий Прашкевич. «Безвременье» после молчания: Рец. на роман В. Колупаева и Ю. Марушкина «Безвременье» // Книжное обозрение, 2000, 19 июня – с.20
  • Геннадий Прашкевич. Был убит безвременьем: Памяти Виктора Колупаева // Книжное обозрение, 2001, 2 июля – с.25
  • Иван Беляков. Литературный Ковчег: [О произведениях журнала «День и ночь», №7-8] // Красноярский рабочий, 2001, 15 ноября – с.
  • Геннадий Прашкевич. Виктор Дмитриевич Колупаев: [История русской фантастики] // Полдень, XXI век, 2007, июль – с.143-151
      То же: Г. Прашкевич. Красный сфинкс: История русской фантастики: от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна. – Новосибирск: Изд. «Свиньин и сыновья», 2007 – с.555-563
      То же: Г. Прашкевич. Красный сфинкс: История русской фантастики: от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд. «Свиньин и сыновья», 2009 – с.668-678
  • Валерий Окулов. «Странная вещь! Непонятная вещь!», или «Возьми меня для разговоров»: [Рец. на книгу В. Колупаева «Сократ Сибирских Афин»] // Шалтай-Болтай, 2008, №1 – с.117-119
  • Данила Давыдов. Рец. на книгу Виктора Колупаева «Сократ сибирских Афин» (Томск, 2007) // Если, 2008, №7 – с.261

(Часть библиографии взята с сайта
«Советская библиография», созданного В. Г. Вельчинским).


 2004-2010.